Пятница, Февраль 22, 2019
ГЛАВНАЯ > Законы и правила. > Как будет работать система «народных инспекторов ГИБДД» в России

Как будет работать система «народных инспекторов ГИБДД» в России

Законопроект о «народных инспекторах» принят Госдумой в первом чтении. Он подразумевает возможность выносить административные наказания за нарушение Правил дорожного движения (ПДД) в упрощенном порядке на основании видеозаписей, снятых гражданами при помощи специального защищенного программного обеспечения.

Предполагается, что законопроект облегчит процедуру привлечения к ответственности водителей за нарушения ПДД, предусмотренных статьями 12.10 — 12.19 КоАП. Это нарушение правил встречного разъезда и обгона, правил маневрирования, непредставление преимущества спецтранспорту (например, «скорой») или пешеходам, правил проезда перекрестков, и так далее. Сюда же относится игнорирование правил парковки.

Что такое упрощенный порядок и как будет работать система

Одно из главных положений законопроекта — отсутствие необходимости в составлении протокола, рассказал Forbes первый зампред думского комитета по конституционному законодательству и госстроительству Вячеслав Лысаков: «Сегодня в ГИБДД поступают сотни тысяч заявлений от граждан с приложением видеозаписей нарушений. По каждому необходимо провести разбирательство с вызовом предполагаемого нарушителя. Это отнимает огромное количество времени у сотрудников автоинспекции».

По новым правилам достаточно будет видеозаписи, сделанной при помощи специальной программы и защищенной цифровой подписью, продолжил депутат. Отправителю не нужно будет писать заявление, однако он должен быть зарегистрирован на портале Госуслуг. «Штраф не будет выписываться как-то автоматически. Каждая видеозапись будет рассматриваться специалистом, и по ней будет выноситься решение», — подчеркнул зампред думского комитета.

Разработка системы затребует 2,7 млрд рублей из бюджета в течение трех лет, отмечается в пояснительной записке. В настоящий момент система не имеет ни имени собственного, ни даже четких контуров. После того как законопроект будет рассмотрен в трех чтениях Госдумой, затем Советом Федерации и подписан президентом, правительство только получит возможность дать поручение приступить к каким-то конкретным шагам по разработке программы.

В настоящее время неизвестно, с помощью какого программного обеспечения, на каких устройствах и как она будет функционировать. Однако в России уже накоплен определенный опыт работы с добровольными помощниками ГИБДД.

Кого штрафуют добровольцы

Подобные программы в виде приложений для смартфонов существуют и сегодня, однако имеют территориальные ограничения. В 2015 году был запущен сервис «Помощник Москвы», позволяющий гражданам фиксировать нарушения правил парковки. За три года приложение скачали 311 000 человек, по их наводкам было выписано 1,3 млн штрафов.

«Помощник» Москвы» — анонимное приложение, однако оно ведет рейтинг пользователей. Так, лидером прошлой недели стал человек с ником Gangster, зафиксировавший 176 нарушений. Если учесть, что штраф за нарушение правил остановки и стоянки в Москве составляет 3000 рублей, то Gangster принес городскому бюджету 528 000 рублей всего за одну неделю. Подсчет приблизительный: пользователь вдобавок мог фиксировать неоплаченную парковку (штраф 5000 рублей) или стоянку на газонах (5000 рублей для граждан, 300 000 — для юрлиц).

За каждое выявленное нарушение пользователям начисляется 200 бонусных баллов. Их можно потратить в «Магазине поощрений «Активный гражданин». Там продаются пляжные мячи (900 баллов), пледы для пикника (3500 баллов), елочные игрушки (2019 баллов) — все с символикой «Активного гражданина». Баллы также можно потратить в разделах «Электронный контент», «Мероприятия» и «Музеи» — скажем, посетить музей М.А. Булгакова на Большой Садовой улице за 467 баллов.

Наконец, бонусные баллы можно обменять на поездки по карте «Тройка» или парковочные баллы «Московского паркинга». 667 баллов равняются 100 рублям, которые можно потратить на оплату парковки.

Наиболее полно будущая общероссийская программа была «обкатана» в республике Татарстан. Там с 2014 года работает приложение «Народный инспектор» для операционных систем iOS и Android. За первые четыре месяца программу скачали 30 000 пользователей — за этот же период на основании присланных материалов было выписано 1045 штрафов. В 2018 году «народные инспекторы» только за шесть месяцев прислали 34 000 уведомлений по 18 категориям нарушений, пополнив республиканский бюджет 20 млн рублями. Каждое пятое уведомление приводит к административному взысканию.

Приложение позволяет фиксировать разнообразные нарушения ПДД: «Движение по автобусной полосе», «Выезд за стоп-линию» и так далее. Однако наиболее «востребованными» являются нарушения правил парковки. По словам министра информатизации и связи Татарстана Романа Шайхутдинова, лидером по количеству уведомлений является стоянка на тротуаре или газоне, остановка под запрещающим знаком, а так же незаконная парковка на местах для инвалидов.

Нарушения, связанные с движением автомобиля, фиксируются редко: в 2015 году 92% всех уведомлений касались неправильной парковки. Экс-начальник ГИБДД Татарстана Рифкат Минниханов объяснил это тем, что стоящую машину просто легче зафиксировать. «Когда машина едет, не до фиксации», — заявил он.

Чем новая программа будет отличаться от действующих

Можно предположить, что и общероссийский «Народный инспектор» окажется плохим подспорьем для борьбы с нарушением правил маневрирования, проезда перекрестков и так далее, если будет работать по тому же принципу, что и в Татарстане. То есть, посредством смартфона.

Ведь чтобы поймать движущегося нарушителя в кадр, добровольцу необходимо успеть достать телефон, открыть приложение и нажать кнопку записи — к этому моменту нарушитель, скорее всего, уже уедет. А если доброволец сам за рулем, такие манипуляции просто небезопасны.

«Справедливо, что никто не будет стоять на обочине с телефоном или планшетом, чтобы сфотографировать нарушителя, — подтвердил Вячеслав Лысаков. — Тем более, что это не должно стать программой по типу «Помощника Москвы». То есть для пешеходов, которые скачут по всему городу за пряники и билеты в театр и фотографируют что ни попадя».

Чтобы система заработала эффективно, она должна быть «вшита» в автомобильные видеорегистраторы, считает депутат. Это могут быть как специальные устройства, выпуск которых будет налажен, так и обычные — с предустановленным защищенным программным обеспечением. Возможно, ПО регистратора можно оставить стандартным, но тогда система должна уметь распознать и отбраковать файл, отредактированный пользователем. Использование регистраторов позволит расширить количество фиксируемых нарушений. Например, с их помощью легко засечь «обочечников».

Общероссийская программа не должна предлагать пользователям каких-то бонусов и вообще взывать к «низменным инстинктам», убежден Лысаков. Что касается анонимности заявителей, то их данные могут быть раскрыты нарушителям, если штраф будет обжалован в суде. Однако риск этого минимален, считает депутат: «Если с 2-3 видеорегистраторов прислали запись, как кто-то пылит по обочине, а потом пытается вклиниться обратно в ряд — он что, пойдет в суд это опровергать? Ну, может на 100 000 водителей найдется один такой чудак».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.