Нефтяные компании продлят заморозку цен на бензин до лета

Нефтяные компании принципиально договорились с правительством о продлении до 1 июля соглашений о заморозке цен на топливо, которые были заключены в конце 2018 года и должны были завершиться 31 марта. Об этом по итогам совещания у вице-премьера Дмитрия Козака журналистам рассказали чиновники и представители нефтяных компаний.

Стороны также договорились об изменении параметров демпфирущего механизма, что позволит увеличить нефтяникам выплаты за сдерживание цен на топливо.

Компании боялись, что правительство слишком сильно зарегулирует цены, но в итоге согласилось на продление заморозки, потому что период небольшой — всего три месяца, рассказал владелец НК «Новый поток» Дмитрий Мазуров. По его словам, правительство обещало, что это в последний раз.

По итогам совещания принято решение снизить условные внутренние цены на бензин и дизельное топливо в формуле демпфирущего механизма на 5 тыс. и 4 тыс. руб. — до 51 тыс. и 46 тыс. руб. за тонну соответственно, рассказал министр энергетики Александр Новак. Изменение демпфера обойдется бюджету в 120–190 млрд руб. в год, говорил директор департамента Минфина Алексей Сазанов «Коммерсанту» и обещал найти источник для этих новых выплат. Новак это заявление не стал комментировать.

Кроме того, правительство решило начать консультации с ЕАЭС о возможности введения лицензирования экспорта нефтепродуктов (выдача разрешений на экспорт только при условии поставок определенного объема топлива на внутренний рынок), рассказал журналистам представитель Козака. «Ситуация на рынке и так стабильная, но эти решения будут являться 100-процентной гарантией того, что ситуация на рынке будет оставаться стабильной в среднесрочной перспективе», — сказал глава «Газпром нефти» Александр Дюков.

Все три решения (продление соглашений, изменения демпфера и лицензирование экспорта) правительство обсудило на прошлой неделе на совещании у премьер-министра Дмитрия Медведева, представителей нефтяных компаний там не было.

Сезонный спрос и новые правила экспорта

Правительство договорилось с нефтяниками о заморозке цен в прошлом году после весеннего всплеска цен на бензин и дизель: с 1 июня 2018 года действовала устная договоренность. А в начале ноября десять крупнейших компаний подписали соглашения с Минэнерго и ФАС, срок их действия истекает 31 марта. Тогда нефтяники обязались не повышать цены на НПЗ выше установленных правительством и увеличить поставки топлива на внутренний рынок на 3% относительно уровня прошлого года. Таким образом чиновники зафиксировали маржу на АЗС.

Окончание действия этих соглашений совпадало с сезоном повышенного спроса на топливо, объяснял необходимость продления Козак. Вторая причина — необходимость подготовить законопроект о лицензировании экспорта. Лицензированием правительство решило заменить заградительные экспортные пошлины на нефтепродукты. До сих пор именно повышение пошлин правительство рассматривало как главную угрозу для нефтяников, если они нарушат соглашения и поднимут цены на топливо. Но мера слишком жесткая, признал Козак.

Новые субсидии

В прошлом году чиновники не только договорилось с нефтяниками о заморозке цен, но и придумали механизм, который позволит им компенсировать потенциальную недополученную прибыль при поставках на внутренний рынок. Исторически внутренний рынок для нефтяников был премиальным по сравнению с экспортным, но в прошлом году ситуация резко изменилась, это и привело к скачку цен на топливо в России. Причины: дорогая нефть и слабый рубль. Правительство предложило субсидировать компаниям 50–60% разницы между высокими экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо (по решению правительства — 56 тыс. руб. по бензину и 50 тыс. руб. по дизелю). При этом если внутренний рынок опять становится премиальным, уже нефтяники начинают делиться прибылью с бюджетом.

Но в первом квартале демпфер сработал неправильно: вместо субсидий нефтяникам пришлось самим доплатить в бюджет. Компании несколько месяцев просили правительство изменить формулу, но Минфин выступал резко против любой корректировки.​

Подробнее на РБК:
https://www.rbc.ru/business/26/03/2019/5c99fba59a7947bac23d17e8?from=from_main

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.