Четверг, 2 июля, 2020
ГЛАВНАЯ > Новости > В России грядет новый скачок цен на бензин

В России грядет новый скачок цен на бензин

Ситуация на топливном рынке страны начинает повторять события весны прошлого года, сообщил 20 мая вице-премьеру Дмитрию Козаку президент Независимого топливного союза Павел Баженов (РБК ознакомился с копией письма).

С 15 апреля по 15 мая оптовые цены на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ) на бензин марки АИ-92 выросли на 23%, а на бензин АИ-95 — на 18,5%, цена на летнее дизельное топливо выросла на 2,5%, говорится в письме Баженова. Рост цен транслируется и в мелкий опт: в Саратовской области за указанный период цена АИ-92 выросли на 11,2%, АИ-95 — на 10,4%, на летний дизель — на 2%, указывает Баженов.

По его словам, цены региональных сбытов вертикально-интегрированных компаний (крупные игроки — «Роснефть», ЛУКОЙЛ и т.д.) повышаются практически ежедневно во всех регионах страны. Демпфирующий механизм, который правительство рассматривало как инструмент обеспечения достаточной маржинальности и для нефтепереработки, и для розницы (с помощью демпфера государство субсидирует цены на бензин за счет бюджета. — РБК), не справляется с поставленными задачами, сообщил Баженов Козаку.

По словам Баженова, в 2019 году нефтепереработка оказалась в кризисном состоянии. Разрыв между реальной внутренней ценой и нетбэком (экспортная цена минус налоги и транспортные издержки) достиг максимального значения в апреле 2019 года: по бензину — 23,9 тыс. руб. за тонну, по дизельному топливу — 9,2 тыс. руб. за тонну. Нефтепереработка крупных нефтяных компаний «сводит концы с концами за счет других центров прибыли и частичного возврата обратного акциза на нефть», а независимые НПЗ фиксируют одни убытки, говорится в письме. Если не принять срочных мер, весьма вероятна реализация сценария прошлого года, когда произошел резкий скачок и оптовых и розничных цен, предупреждает глава НТС. Чтобы избежать кризиса, Баженов предлагает правительству ряд мер, в том числе вдвое снизить акцизы на топливо класса Евро 5, повысить продажи топлива на бирже и т.д.

Представитель Дмитрия Козака пока не ответил на запрос РБК.

Весной прошлого года топливо на заправках резко подорожало, выше уровня инфляции почти в пять раз. В ситуацию пришлось экстренно вмешаться правительству, которое снизило акцизы на топливо, ввело специальную к ним надбавку и дало возможность вводить экспортные пошлины в размере 90% на нефтепродукты. В конце марта этого года правительство и нефтяники продлили соглашения о заморозке цен на топливо еще на три месяца — до 1 июля, чтобы не допустить рост цен на бензин и дизель. После этого соглашения продлеваться не будут, обещали чиновники.

Новак заявил о смягчении обязательств нефтяников по поставкам топлива
Договоренности кабмина и отрасли предполагают, что нефтяники должны увеличивать поставки топлива на внутренний рынок. В ходе последних переговоров стороны решили, что этот параметр нужно позволить корректировать, заявил Новак

Фото: Сергей Мальгавко / РИА Новости
Суть соглашения о заморозке цен на бензин и дизельное топливо на второй квартал 2019 года, которое подписали правительство и нефтяники, заключается в продлении уже существовавших договоренностей. При этом, обсуждая их, стороны, как рассказал глава Минэнерго Александр Новак, пришли к выводу: предусмотренное соглашением увеличение поставок топлива на внутренний рынок в случае необходимости нужно позволить корректировать. Об этом министр сообщил журналистам, передает корреспондент РБК.

«С учетом того, что соглашение [по топливу] продлено на второй квартал, все, что было в соглашениях, подписанных на первый квартал, продолжает оставаться договоренностями и на второй квартал 2019 года», — заверил Новак. При этом, поскольку в этих договоренностях «был предусмотрен уровень поставок нефтепродуктов на внутренний рынок плюс 3% к уровню 2017 года», представители правительства, обсуждая это с компаниями, «пришли к выводу, что нужно дать возможность параметр плюс 3% корректировать в случае необходимости на специальной рабочей группе при Минэнерго», добавил глава ведомства.

Подобная группа, по его данным, станет «так называемым штабом по поставкам нефтепродуктов на внутренний рынок». «Если не будет необходимости в плюс 3% и рынок будет наполнен, можно будет уменьшить этот параметр. У нас есть возможность оперативно принимать решения с целью создания стабильности на рынке», — отметил Новак.
 
Решение об источниках компенсации бюджету выпадающих доходов от корректировки демпфера, по его данным, будет принято в ближайшее время. «Сейчас идет окончательная стыковка по цифрам. Минэнерго и Минфин дорабатывают их и сегодня намерены поработать по цифрам», — сообщил министр.

Объем инвестиций в нефтяную отрасль на 2019 год, по его данным, в Минэнерго ожидают на уровне не менее 1,4 трлн руб. «или даже в пределах 1,5 трлн руб.». Уровень добычи нефти, согласно прогнозам ведомства, в этом году будет «примерно на уровне прошлого года» или чуть больше — «556–560 млн т нефти в год, исходя из существующих данных на сегодняшний день». «Эти показатели не учитывают точные прогнозы добычи по второму полугодию, поэтому допускаются диапазоны относительно общих цифр по добыче», — указал Новак.

О том, что правительство и нефтяники продлили соглашение о заморозке цен на бензин и дизельное топливо на второй квартал 2019 года, стало известно ранее 5 апреля. Продление своих обязательств по сдерживанию цен на розничном рынке согласно ранее подписанному соглашению зафиксировали все вертикально интегрированные компании, подтверждал РБК представитель вице-премьера Дмитрия Козака.

О продлении до 1 июля соглашений о заморозке цен на топливо крупнейшие нефтяные компании предварительно договорились с правительством в конце марта. Срок действия предыдущих договоренностей заканчивался 31 марта. Представители правительства, присутствовавшие на совещании, согласились увеличить компаниям компенсацию потерянной прибыли.

Ранее субсидировать им кабмин предложил 50–60% разницы между высокими экспортными ценами и условной внутренней ценой на топливо (по решению правительства — 56 тыс. руб. за тонну для бензина и 50 тыс. руб. для дизеля). При этом, если внутренний рынок становится выгодным, нефтяники сами должны были делиться прибылью с государством. В связи с этим в первом квартале 2019 года демпфер по бензину сработал в обратном направлении, и нефтяникам пришлось доплачивать в бюджет. Недополученная компаниями прибыль в итоге составила 110 млрд руб., за счет демпфера они смогли компенсировать только 25 млрд руб.

В конце марта Козак сообщил, что правительство смогло найти источник финансирования компенсации. Им должны были стать акцизы на газойль. При этом подобный вариант, как отмечал чиновник, только частично решит проблему

Источник на РБК:
https://www.rbc.ru/business/05/04/2019/5ca7558d9a79471364874ec6?from=from_main

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.