Трехсторонние переговоры о судьбе транзита российского газа через Украину после 2019 года отложены до конца сентября — таков главный итог встречи министра энергетики Александра Новака и вице-президента Еврокомиссии Мароша Шефчовича на прошлой неделе.
С одной стороны, это позволит дождаться итогов внеочередных парламентских выборов на Украине, назначенных на 21 июля. Для России это шанс получить более конструктивных контрагентов: ведь сейчас официальная позиция украинских властей относительно того, какого результата они должны добиваться на переговорах по транзиту, абсолютно неясна. Известна лишь позиция руководства «Нафтогаза» о том, что нужен новый долгосрочный и крупный (минимум на 60 млрд кубометров в год) контракт на транзит по европейскому законодательству. Поскольку с этим подходом российская сторона уже хорошо знакома и считает его неприемлемым, то и вести переговоры на его основе избегает.
Целью «Газпрома» будет заключение краткосрочного соглашения на один-два отопительных сезона, что даст время завершить газопроводы «Северный поток-2» и «Турецкий поток».
Судя по поведению «Газпрома», там считают, что «Нафтогаз» и власти Украины в этой игре нервов вынуждены будут пойти на уступки. В российской компании явно готовятся к тому, что транзитный контракт может быть не продлен сразу. «Газпром» собирается в этом году закачать в хранилища в Европе рекордные 11,4 млрд кубометров газа (более 11% мощностей ПХГ в Европе). Кроме того, компания готова продать Венгрии, которая наряду с Болгарией сильнее всех может пострадать от остановки транзита, дополнительно 2 млрд кубометров для закачки в хранилища. Что касается Болгарии, то в «Газпроме» рассчитывают, что страна сможет с января получать газ по «Турецкому потоку».
Сейчас, когда существует первый «Северный поток» и в основном построен «Турецкий поток», последствия прерывания транзита для Европы будут менее масштабными, чем в январе 2009 года.
Но они могут оказаться достаточными для того, чтобы Европа заставила Украину подписать «хоть что-нибудь», дав «Газпрому» время завершить обходные газопроводы.
«Газпром» планирует сохранить экспорт газа в Европу в ближайшие годы на уровне не менее 200 млрд кубометров. В среднесрочной перспективе компания рассчитывает на дальнейший рост поставок из-за сокращения собственной добычи газа в Европе. Такой план требует новой договоренности о транзите газа с Украиной либо строительства новых обходных газопроводов.
«Газпром», который в 2018 году установил очередной исторический рекорд по экспорту газа в дальнее зарубежье (201,7 млрд кубометров), рассчитывает сохранить поставки на этом уровне в ближайшие годы. «Да, мы установили рекорд, более 200 млрд кубометров газа, и, думаю, это новая реальность, тренд. Не думаю, что мы будем снижать поставки в предстоящие годы»,— заявила на конференции в Вене глава «Газпром экспорта» Елена Бурмистрова (цитата по «Интерфаксу»).
Она отметила, что результат был достигнут вопреки тому, что газовый рынок Европы сократился в 2018 году. В более долгосрочной перспективе госпожа Бурмистрова прогнозирует дальнейший рост экспорта, поскольку сокращение собственной добычи в Европе при стабильном потреблении газа приведет к необходимости дополнительного импорта 81 млрд кубометров к 2030 году.
С выводом «Северного потока-2» и «Турецкого потока» на полную мощность «Газпром» будет способен поставлять в Европу как раз примерно 200 млрд кубометров даже без украинской системы. Однако, чтобы увеличить экспорт сверх этого уровня, компании придется либо договориться о транзите через Украину, либо построить новые газопроводы — третью нитку «Турецкого потока» или даже «Северный поток-3».
В 2019 году «Газпром» может не думать об этих ограничениях, поскольку контракт с Украиной о транзите истечет с 2020 года. Тем не менее побить свой экспортный рекорд в четвертый раз подряд ему будет сложно, для этого оставшаяся часть зимы должна оказаться холодной, а лето — жарким. Больше всего газа в Европе потребляется в электроэнергетике, здесь в прошлом году из-за роста цен на нефть газ стал проигрывать в конкуренции более дешевому углю. Если цены на нефть вырастут из-за геополитической напряженности, это негативно повлияет на потребление газа, отмечает Алексей Гривач из ФНЭБ.

В пользу «Газпрома» могут сыграть опасения европейцев относительно исхода переговоров по транзиту через Украину, из-за чего европейские компании, вероятно, будут активно закачивать газ в хранилища в этом году. Более фундаментальным фактором станет темп падения добычи газа в Европе — в прошлом году, говорит господин Гривач, падение превзошло первоначальные прогнозы. Также почти все крупные европейские страны, кроме Польши, приняли программы постепенного отказа от использования угля в электрогенерации, этот тренд может повлиять на загрузку некоторых угольных станций уже в этом году.
Фактором неопределенности остается степень конкуренции между СПГ и газом «Газпрома» на европейском рынке. Так, в четвертом квартале 2018 года поставки СПГ в Европу резко выросли, поскольку спрос в Азии зимой оказался слабым. Действительно, подтверждает Алексей Гривач, в этом году вводятся новые СПГ-проекты и выходят на полную мощность заводы, запущенные в 2018 году, но Азия по-прежнему остается более привлекательным рынком для СПГ, и газ уйдет туда по мере роста спроса.
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3867722?from=doc_vrez