Трагедия, случившаяся в Баренцевом море 1 июля, стала крупнейшей для Военно-морского флота России за более чем десятилетие: в 2008 году при ходовых испытаниях атомной подводной лодки «Нерпа», предназначавшейся для передачи в лизинг индийским ВМС, произошло нештатное срабатывание системы пожаротушения ЛОХ (лодочная объемная химическая), унесшее жизни 20 человек, из которых военнослужащими были трое. Последнее ЧП, случившееся на автономной глубоководной станции АС-31 (ранее называлась АС-12, известна также как «Лошарик»), унесло жизни 14 офицеров, из которых семь — капитаны 1-го ранга, а еще двое из них — Денис Долонский и Николай Филин — Герои России, сообщил проект «База». Согласно официальным данным, все они погибли вследствие отравления продуктами горения: военные утверждают, что на АГС возник пожар, который членам экипажа удалось ликвидировать самостоятельно. Сама подлодка вернулась на базу в Североморск после полуночи, сейчас специалисты из судостроительной промышленности и Минобороны приступили к анализу состояния АГС. Расследованием причин ЧП занимается специальная комиссия во главе с главнокомандующим ВМФ России адмиралом Николаем Евменовым: ей предстоит установить точные причины возникновения пожара на АС-31.
По словам источников, близких к Минобороны, ЧП на данной АГС произошло 1 июля в ходе получения батиметрической информации в Баренцевом море в интересах ВМФ. По словам двух военных источников, АС-31 должна была выполнить стандартный комплекс маневров: осуществить подводную разведку морского рельефа, а в случае обнаружения там каких-либо технических средств осуществить их подъем для дальнейшего изучения специалистами. Глубина в районе проведения операции была гораздо меньше, чем заложенная в АС-31 возможность погружения до 6 км. По всей видимости, причиной ЧП стали проблемы с одной из аккумуляторных батарей, обеспечивающих электропитание глубоководного аппарата, ЧП могло произойти, когда АС-31 совершал подъем из глубины к носителю, полагает собеседник в судостроительной промышленности. Экипаж в условиях открытого горения и критических перебоев с энергопитанием сумел обеспечить подъем АС-31 на поверхность воды и не допустил повреждения атомной установки аппарата, что позволило избежать куда более серьезных последствий, подтверждает источник в оборонном ведомстве: именно этим объясняется официальная формулировка Минобороны про «самоотверженные действия команды».
Как ожидается, комиссия во главе с Николаем Евменовым будет проводить расследование на протяжении двух недель: примерно столько времени уйдет на окончательное изучение характера повреждений, полученных АС-31, подъем документации и опрос специалистов, готовивших «Оренбург» к походу. Предварительный доклад президенту военные подготовят в течение ближайших дней: в нем, по некоторой информации, будет содержаться исключительно техническая часть ЧП. Имена виновных в инциденте и степень ответственности должностных лиц будут определены уже в ходе следственных действий.