Сокращение продаж автомобилей в России на 30%

Пандемия коронавируса и ситуация на нефтяном рынке могут привести к падению продаж новых легковых автомобилей в России в 2020 году на 30%. Это предусматривает стрессовый сценарий развития российского авторынка, составленный PwC.

Стрессовый сценарий предполагает, что мировые цены на нефть восстановятся к третьему кварталу 2020 года, большинство ограничений на передвижение и деятельность предприятий, введенных из-за пандемии, будут сняты в конце весны или начале лета, и автопром получит дополнительную господдержку. В случае реализации этого сценария продажи новых легковых автомобилей в России сократятся в этом году почти на 500 000 штук: с 1,63 млн до 1,14 млн автомобилей.

При этом уровень падения спроса не зависит от происхождения автомобиля: по прогнозу PwC, на 30% упадут и продажи иномарок российской сборки (до 687 000 штук), и импортированных из-за рубежа машин (до 195 000), и отечественных автомобилей (до 260 000). 

Опрошенные Forbes игроки рынка уже заявляют о катастрофическом падении спроса на автомобили, объясняя это тем, что из-за введенных из-за коронавируса ограничений значительная часть населения находится под угрозой увольнения или потери существенной части своих доходов. В «Автомире», одном из крупнейших дилеров России, говорят о падение спроса на 50-90% в зависимости от региона. «Даже в регионах, где продажи разрешены, спрос упал очень сильно», — отметил  начальник экспертно-аналитического управления компании Артем Зябин. В целом по году «Автомир» ожидает на рынке спада продаж на 30-50% относительно 2019-го. 

По оценке президента «Фаворит моторса» Владимира Попова, в 2020 году рынок сократится на 25-40%. Все зависит от огромной совокупности факторов, в том числе действий властей, решений автопроизводителей и течения эпидемии, отмечает он. Гендиректор ГК «Автоспеццентр» Денис Петрунин называет одну цифру — минус 50%.

Владимир Щербаков, основатель компании «Автотор», которая собирает в Калининградской области автомобили BMW, KIA и Hyundai, ожидает в 2020 году падения рынка на 30%, при этом 50-60% рынок потеряет во второй половине года. «В первой половине 2021 года продажи будут в два раза ниже аналогичного периода 2020 года, показатели второй половины года будут зависеть от общей экономической обстановки в стране и правительственных мер по стимулированию спроса», — отмечает он.

Маркетинговое автомобильное агентство Russian Automotive Market Research рассматривает три сценария на рынке с учетом прогнозных цен на нефть, курса рубля, динамики ВВП и продолжительности карантина — до середины мая, до конца мая и до конца июня. Оптимистичный сценарий предполагает сокращение продаж автомобилей на 33,5% . Базовый — на 38,3%. При развитии пессимистичного сценария продажи по итогам года рухнут вдвое — на 49,1%.  

Если бы не кризис 

В прошлом году российский авторынок вернулся к падению после двух лет восстановительного роста. По данным PwC, продажи новых легковых автомобилей в 2019 году снизились на 2,3% по сравнению с 2018-м —  с 1,67 млн до 1,63 штук. Спад рынка произошел за счет снижения на 4,7% продаж иномарок российской сборки, на которые приходится 60% рынка. Причиной падения спроса мог стать рост цен в этом сегменте почти на 16%, отмечается в обзоре PwC.

Даже и без коронавируса и падения цен на нефть российский авторынок не смог бы вернуться к росту, отмечают аналитики. В базовом сценарии без этих стресс-факторов продажи автомобилей по итогам года сократились бы на 3,5%. 

«Рынок бы продолжил тренд прошлого года — небольшой спад продаж, связанный со снижением потребительской уверенности, а также переходом на каршеринг и другие виды общественного транспорта с одной стороны и изменением структуры предложения с другой», — уточнил Forbes представитель PwC. Изменением структуры предложения он объяснил заключением автопроизводителями специнвестконтрактов для локализации производства и повышением утилизационного сбора.

При базовом сценарии на прошлогодний уровень продажи новых легковых автомобилей в России вернулись бы в 2021 году, а к 2026 году достигли бы 1,83 млн. Это максимум с 2015 года, но на 33% ниже, чем продажи в 2014 году, закончившемся девальвацией рубля.

Вне зависимости от реализации сценария развития рынка, сложившуюся ситуацию необходимо расценивать как возможность, говорит директор практики консультационных услуг компаниям автомобильной отрасли PwC в России Виктория Синичкина. По ее словам, за счет цифровизации компании могут сократить расходы и подготовиться к изменению модели потребления в будущем.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.