Воскресенье, 5 июля, 2020
ГЛАВНАЯ > Новости > Как россияне относятся к голосованию по поправкам в Конституцию

Как россияне относятся к голосованию по поправкам в Конституцию

Учитывая общественный интерес к теме поправок, группа Белановского в период с 18 по 24 июня 2020 года провела на эту тему всероссийский количественный социологический опрос. Финансирование исследования осуществлялось за счет добровольных взносов российских граждан, которым авторы выражают глубокую благодарность.

Методика опроса

Для проведения опроса была разработана формализованная анкета, которая состояла из двух блоков. Первый был посвящен общему отношению респондентов к плебисциту, второй — отношению к конкретным поправкам. Второй блок включал в себя 24 формулировки, взятые из официального текста поправок и приведенные к виду, пригодному для включения в анкету.

Опрос проводился по телефону колл-центром BCG Group. Выбор номеров осуществлялся случайным образом. Мобильные и проводные телефоны представлены в выборке в равной пропорции. Всего было опрошено 1267 человек. Статистическая ошибка с вероятностью 95% не превысила 2,8%. Квотировались признаки пола, возраста и федеральных округов. Соответствие других параметров статистике Росстата обеспечивалось случайностью выборки.

Первые звонки показали, что «с голоса» респонденты неохотно отвечают на второй блок вопросов. Поэтому им было предложено самостоятельно заполнить таблицу, размещенную на специальном сайте. В этой части опроса согласились принять участие 584 человека.

Обращает на себя внимание, что 86 человек (7%) прервали опрос в самом начале, когда им стало понятно, о чем идет речь.

Общее отношение к плебисциту

Опрос показал, что доли собирающихся голосовать «за» и «против» поправок почти одинаковы — соответственно 28% и 32%. Таким образом, 60% респондентов заявили о своем намерении участвовать в голосовании. Затруднились ответить или не дали ответа 25% опрошенных, 15% сообщили, что не собираются участвовать в голосовании.

Опрошенные выбрали следующие мотивы голосования за или против поправок (сумма может превышать 100%, поскольку разрешалось выбрать несколько пунктов):

  • Голосующие за поправки основными мотивами назвали «поддерживаю все решения нашего президента» — 48%, и «мне нравятся некоторые поправки» — 40%. Еще 30% сообщили, что они поддерживают «обнуление» сроков президента.
  • Голосующие против поправок основными мотивами назвали «мне не нравятся некоторые поправки» — 63%, и «не согласен с обнулением сроков» — 58%.
  • Из числа тех, кто не будет участвовать в голосовании, 55% считают, что результат и так предопределен, и еще 35% бойкотируют плебисцит.

Другие аспекты отношения к плебисциту:

  • Подробно изучали тексты поправок 12% всех опрошенных, изучали частично или знакомы по изложениям в СМИ/интернете 66%, практически не знакомы 22%.
  • Одобряют идею внесения поправок в Конституцию 44% (сумма ответов «да» и «скорее да»), не одобряют 54% опрошенных (сумма ответов «нет» и «скорее нет», в том числе «нет» — 31%).
  • Согласны с тем, как организовано принятие поправок, 31%, не согласны — 44% опрошенных. Затруднились ответить 24%.
  • О том, что им понятны тексты поправок, сообщили 55% опрошенных. Для 21% они малопонятны, 24% их не читали или не могут сказать.
  • Считают, что поправки вносятся «для улучшения государственного управления и на благо народа» — 35%, «в интересах отдельных лиц или кланов» — 52% опрошенных. Не понимают, зачем они вносятся, 12%.

Отношение к конкретным поправкам

Вопрос о том, что российским властям следовало организовать отдельное голосование по каждой поправке, обсуждался в российском обществе. В ответ на критику представители власти отвечали, что это невозможно, и приводили аргумент, что действующая Конституция тоже принималась не постатейно, а общим голосованием.

Учитывая, что в ходе опроса возникли трудности с «голосованием» даже по небольшому числу упрощенных формулировок, аргументы властей следует признать убедительными. Тем не менее это не означает, что население России одинаково относится ко всем вынесенным на плебисцит поправкам.

Включенные в анкету поправки можно разделить на две группы: декларативные и реальные. Первые посвящены провозглашению таких принципов, как охрана народных традиций, исторической правды, защита трудовых прав граждан, устойчивый экономический рост и т.п. (в этом списке 15 поправок). Вторая группа — расширение полномочий президента и укрепление «вертикали власти» (9 поправок).

Опрос показал, что отношение респондентов к указанным категориям поправок радикально различается. За декларативные поправки готово проголосовать большинство респондентов: от 91% до 68%, в среднем по всем поправкам этой группы — 81%.

За поправки, расширяющие полномочия президента и российских властей, готово проголосовать меньшинство респондентов. Единственное исключение — поправка о необязательном исполнении Россией международных договоров («за» 64%). Прочие поправки, относящиеся к этой категории, одобряют от 41% до 19% респондентов. В среднем по данной группе поправок «за» голосуют 34%.

Особо отметим, что за «обнуление» сроков действующего президента готовы проголосовать лишь 24% опрошенных (76% против).

Близкий результат по «обнулению» был получен и в рамках другого проведенного нами в июне 2020 года всероссийского репрезентативного телефонного опроса (выборка 1600 респондентов), который финансировался Фондом OMF. На вопрос «Хотели бы вы, чтобы Владимир Путин оставался на посту президента до 2036 года?» положительно ответили 20%, отрицательно 54% и затруднились ответить 26% опрошенных.

Некоторые выводы

Учитывая, что доли участников плебисцита, голосующих «за» и «против», примерно равны, властям не составит большого труда обеспечить большинство голосов «за». Однако одержать убедительную победу будет сложнее, поскольку сегмент «против» весьма значителен. Возможно, во избежание раскола общества следовало поставить вопрос о необходимости обеспечения «конституционного большинства» для принятия поправок.

Хотя многие участники плебисцита проголосуют «за» принятие всего пакета поправок, «обнуление» сроков и расширение полномочий президента может не набрать даже простого большинства. При раздельном голосовании эти поправки не были бы приняты.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.