БРОД

Кто выиграл в карабахском конфликте

Подписание перемирия с принятием пакета стабилизирующих мер, включая присутствие российских миротворцев, было единственным решением, позволяющим предотвратить военную катастрофу и не допустить войны до последнего солдата. И хотя армянское общество оказалось не готово принять такой исход, а в Азербайджане празднуют победу, ситуация куда больше похожа на «отложенный статус», чем на разрешение конфликта в пользу одной из сторон, считает политолог Станислав Притчин.

События ночи 10 ноября, скорее всего, войдут в историю как решающий момент в разрешении второй Карабахской войны, а возможно, и всего многолетнего противостояния Армении и Азербайджана. Спустя почти полтора месяца после начала очередной фазы ожесточенного противостояния за Нагорный Карабах премьер-министр Армении Никол Пашинян и президент Азербайджана Ильхам Алиев вместе с российским президентом Владимиром Путиным подписали совместное соглашение о завершении боевых действий. В документе предусмотрен целый пакет мер по стабилизации ситуации, включая размещение российских миротворцев на линии соприкосновения в качестве гаранта соблюдения договоренностей. В случае реализации соглашения появляется небольшой, но реальный шанс на окончательное разрешение затянувшегося конфликта.

После взятия Азербайджаном Шуши, стратегически и символически важного карабахского города, военное столкновение перешло в решающую стадию. С учетом расположения города, который находится в непосредственной близости от столицы Карабаха — Степанакерта, а также позволяет контролировать связующую магистраль между спорным регионом и Арменией, падение Карабаха оставалось вопросом времени. В складывающихся обстоятельствах подписание перемирия с принятием пакета стабилизирующих мер оставалось единственным решением, позволяющим предотвратить военную катастрофу с окружением оставшихся защитников Карабаха, не допустить войны до последнего солдата. Но настроения, царящие в Армении и Азербайджане, совершенно разные.

Не смирившийся с поражением Ереван

В Ереване сразу же после появления информации о заключенном перемирии начались акции протеста. Были попытки захвата правительственных зданий, парламента. Общественность республики воспринимает соглашения исключительно как поражение, а подписавшего его премьер-министра Никола Пашиняна — как предателя национальных интересов. Никакие уведомления и призывы Министерства обороны Армении к сохранению спокойствия в условиях продолжавшегося конфликта не имели заметного эффекта. Армянское общество не готово принимать сложившуюся реальность и выступает за выход из соглашения.

Если рассматривать ситуацию рационально, можно увидеть, что достигнутые договоренности очень близки по своим условиям с Мадридскими принципами (план урегулирования конфликта в Нагорном Карабахе, предложенный в 2006 году Минской группой ОБСЕ), которые в свое время были самым реальным планом урегулирования конфликта. Согласно договору, Армения возвращает сначала пять, а потом оставшиеся два азербайджанских района, которые по итогам прошлой войны оказались под контролем Армении. Сохраняется Лачинский коридор для связи между Нагорным Карабахом и Арменией. И самое главное, российские миротворцы выступают гарантами мира и безопасности для населения Нагорного Карабаха, а его статус станет предметом дальнейших переговоров. Иными словами — отложенный статус. Единственным отличием от классических Мадридских принципов является неподконтрольность Армении города Шуши и ряда западных территорий Карабаха.

Фактическая победа Баку и поражение Турции

Азербайджан воспринимает соглашение как политическую фиксацию фактической победы на поле боя. Действительно, с 27 сентября Азербайджан вернул заметную часть районов к югу Нагорного Карабаха, потерянных в ходе прошлой войны. Взятие же Шуши, расположенной в высокогорной части Нагорного Карабаха всего в нескольких километрах от его столицы Степанакерта, стало поводом для народных гуляний. В таких условиях республика по итогам переговоров в трехстороннем формате получила даже больше, чем могла рассчитывать до 27 сентября. При этом Агдамский, Кельбаджарский и Лачинский районы должны быть возвращены Баку без предисловий и военных действий.

Среди активных участников нынешнего конфликта Турция выглядит как наиболее проигравший игрок. Несмотря на все попытки выступить в качестве медиатора и переговорщика в конфликте, а также высокие ставки по поддержке Баку, Анкара фактически осталась за бортом соглашения. Турция не участвовала в переговорах и не получила мандата от сторон на размещение своих миротворцев. Единственным механизмом, к которому возможно подключение турецких наблюдателей, является мониторинговый центр по соблюдению перемирия, предусмотренный пунктом пять соглашения. Таким образом, Анкаре останется сравнительно скромная роль сонаблюдателя без серьезных возможностей по влиянию на ситуацию. 

Полная реализация достигнутого пакета мер по стабилизации позволит в перспективе перейти к следующей стадии урегулирования — полному разблокированию линий разделения в регионе, началу обсуждения будущего статуса Нагорного Карабаха, который бы устроил всех участников конфликта. Теперь многое будет зависеть от армянского и азербайджанского обществ и их готовности уйти от многолетней вражды друг к другу и перейти к поиску формулы мирного сосуществования в общем кавказском доме.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.