БРОД

Почему закрылся «Дом-2» и когда ждать возвращения

В конце декабря руководство телеканала ТНТ объявило о закрытии, казалось бы, вечного реалити-шоу «Дом-2». Причиной такого решения мог послужить конфликт нового руководителя «Газпром-медиа» и продюсеров проекта, а возродиться шоу может в скором времени на YouTube, в TikTok или даже на отдельном телеканале, где будет идти исключительно «Дом-2».

6066 дней, или 16,5 лет телеканал ТНТ показывал, как сотни участников реалити-шоу «строили свою любовь» в прямом эфире. Российский проект «Дом-2» стал самым продолжительным в мире ежедневным реалити-шоу. За эти годы он успел породить десятки звезд разной величины, главной из которых стала Ольга Бузова с 22,7 млн подписчиков в Instagram (больше в России только у Хабиба Нурмагомедова), пережить неоднократные нападки родителей, депутатов и РПЦ и принести своим создателям и телеканалу миллиардные доходы. 

Forbes разобрался в причинах закрытия скандальной телеэпопеи и узнал, стоит ли ждать возрождения «Дома-2» в новом формате. 

Фундамент «Дома» 

Идея шоу и первые десять лет его существования — заслуга продюсера Валерия Комиссарова, который в начале нулевых запустил ряд телепрограмм, посвященных семейным отношениям (самая известная  «Моя семья» на канале «Россия»), две радиостанции, а также курировал выпуск партийного издания «Единой России», был доверенным лицом Владимира Путина на президентских выборах в 2000 году и больше десяти лет подряд работал депутатом Госдумы. В 2003-м тогдашний генпродюсер телеканала ТНТ Дмитрий Троицкий позвал Комиссарова под новую задачу — запустить популярное реалити-шоу. Комиссаров предложил концепцию проекта «Дом», в котором семейные пары на протяжении трех месяцев под постоянным видеонаблюдением строили коттедж. Формат был калькой с британского реалити-шоу Under Construction компании Zeal Entertainment, которой ТНТ поначалу платил лицензионные отчисления (размер не раскрывается), рассказывал РБК Троицкий. Действие происходило на территории в 2,2 га на берегу реки у деревни Лешково, земля принадлежала Комиссарову и его близким.

В 2004 году канал ТНТ вместе с продюсером запустил второй сезон телепрограммы, куда вместо семей позвали одиноких людей. На той же территории («поляна») возвели временный коттедж, баню, столовую и лобное место, где каждую неделю решали, кого выгнать с проекта. Постепенно «строительную» концепцию шоу сменила любовная: у проекта появился слоган «Построй свою любовь», а участники погрузились в отношения друг с другом. ТНТ уведомил британских партнеров, что формат переработан, и выплатил отступные за прекращение сотрудничества в размере «нескольких сотен тысяч долларов», рассказывал бывший топ-менеджер ТНТ.

 

 

Производство контента взяла на себя принадлежавшая семье Комиссарова компания «Дом работников телевидения и радио» (в реестре СМИ Роскомнадзора она и сейчас указана как учредитель телепрограммы «Дом-2»). В беседе с Forbes Комиссаров рассказал, что заключил с ТНТ договор на производство шоу, который канал ежегодно продлевал. В титрах «Дома-2», однако, официальным производителем с момента запуска указывали «ТНТ-Телесеть», а с осени 2010-го — «Комеди Клаб Продакшн». Сам Комиссаров ответил, что «никогда не понимал необходимости указывать в титрах других производителей, но особенного значения этому не придавал». В пресс-службе ТНТ на момент публикации материала причину такого расхождения не прокомментировали. 

Программу на ТНТ транслировали с 20:30 до 21:30 ежедневно. Поначалу ее рейтинги «не вызывали энтузиазма», но затем начался рост, вспоминал в беседе с РБК Троицкий, и шоу решили продлить. В 2004 году, по данным Mediascope, предоставленным по запросу Forbes, доля аудитории (количество человек, смотревших средний выпуск телепрограммы, выраженное в % от всей телеаудитории старше четырех лет) регулярных вечерних выпусков составляла 9,9%, в 2005 году — 10,4%. 

Популярности шоу добавляла Ксения Собчак, дочь первого мэра Санкт-Петербурга, которую утвердили на роль ведущей. «Ее не брали на телевидение вообще, а я взял. Потому что увидел, что она живая, интересная и даже искренняя в своей лжи», — рассказал Forbes Валерий Комиссаров. Собчак также признавала, что безуспешно ходила на разные кастинги, а в «Дом-2» попала благодаря Комиссарову. Второй ведущей стала Ксения Бородина, менеджер по туризму, которая мечтала стать телезвездой и постоянно, но безуспешно рассылала везде свое резюме. Участников шоу, по словам Комиссарова, отбирали специальные кастинг-менеджеры и лично автор идеи. Желающие должны были прийти на кастинг в своем городе и соответствовать нескольким требованиям: быть старше 18 лет, не состоять в браке, а также «быть яркой, неординарной личностью и уметь отстаивать свое мнение». На кастингах, писал РБК, часто задавали провокационные вопросы. 

«Собчак не брали на телевидение вообще, а я взял. Потому что увидел, что она живая, интересная и даже искренняя в своей лжи»

В 2007 году после крутого взлета доля аудитории «Дома-2» упала до 8,8%, но в 2010-м благодаря открытию новой съемочной площадки «Городские квартиры» (в здании НИИ технического стекла в Москве, 49% которого также принадлежало семье Комиссарова) достигла рекордных 11,3% и продолжила расти. В 2012-м доля регулярных вечерних выпусков «Дом-2» составляла уже 12,5%. За популярный контент на ТНТ готовы были платить: производство шоу в начале 2010-х годов обходилось каналу и связанным с ним структурам примерно в $2 млн в месяц, вспоминал собеседник РБК, близкий к создателям проекта. Комиссаров эту сумму комментировать отказался, но пояснил, что телеканал ТНТ платил ему за производство контента, зарабатывая на рекламе и спонсорстве выпусков, а также на продаже контента на другие телеканалы и прав на товарный знак. 

В 2012 году «Дом-2» покинула Собчак. В 2013 и 2014 годах доля аудитории программы на этом фоне упала до 9,7% против прежних 12,5%. «Ксения Собчак повышала уровень шоу, наполняла его смыслом и миссией, — считает креативный продюсер, лектор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Артур Тарасенко. — С ее работой на проекте совпал золотой период «Дома-2». У шоу была миссия — разбирать модели и антимодели создания и развития отношений. С уходом Собчак задачи шоу изменились, эта миссия девальвировалась, глубина и качественная рефлексия почти исчезли».

Вести шоу продолжили Ксения Бородина и Ольга Бузова — одна из первых участниц шоу, которая провела на нем около четырех лет, а после решения уйти в 2008-м получила предложение стать соведущей. Впоследствии команду ведущих пополнили участники Андрей Черкасов и Влад Кадони и певица Ольга Орлова.

Рыбзавод на Сейшелах 

В 2014 году пришло время в очередной раз продлевать контракт Комиссарова с ТНТ, но вместо этого телеканал в тайне от него построил новую съемочную площадку для «Дома-2» и отдал проект на производство компании «Солярис Промо Продакшн» (СПП), вспоминает одна из бывших сотрудниц шоу. Владел «СПП» Александр Карманов, основатель и владелец «Евразийского трубопроводного консорциума» — крупного поставщика труб для госкомпаний (в 2013 году его структуры выиграли контракты «Транснефти» и «Газпрома» на 30 млрд рублей) и друг Аркадия  и Бориса  Ротенбергов.

Комиссаров тогда, по собственным словам, большую часть времени проводил в Америке и Европе (в 2011-м он досрочно сложил с себя депутатские полномочия, заявив о желании создать сеть телеканалов для русскоговорящего населения за границей). «Из-за своего отсутствия в России Валерий потерял общение, влияние и прочее, — уверяет бывшая сотрудница шоу. — Мы все [сотрудники, занимающиеся «Домом-2»] были проинформированы, что строится новая площадка, а он узнал об этом непосредственно перед нашим переездом. В день икс нас просто, как лабораторных крыс, перекинули в другое место. Но вопросов мы не задавали — главное, что нам сохраняли рабочие места».

По факту у Комиссарова тогда «забрали проект, но юридически все было сделано грамотно», говорит собеседница Forbes. Товарный знак «Дом-2» с 2004 года, по данным СПАРК, был зарегистрирован на АО «ТНТ-Телесеть». Так как компания обладала всеми правами на шоу и сама выбирала подрядчика для съемок (а Комиссаров де-юре выступал именно в таком статусе), трансфер действительно был в рамках закона, подтверждает партнер юридической компании FTL Advisers Мария Кукла. «Главное правило любого бизнеса, если ты играешь вдолгую — постараться не ругаться со всеми. И даже когда тебе сделали больно, ты в этот момент должен держать себя в руках. Поэтому мой честный ответ на поставленный вами вопрос, что же произошло в 2014 году: «Без комментариев», — сказал Forbes Комиссаров. 

Новая загородная «резиденция» «Дома-2» разместилась в деревне Летово в Новой Москве, а «Городские квартиры» перевезли в одноэтажное здание на улице Саморы Машела рядом с РУДН. Землю для строительства новой «поляны» приобрела фирма «ЕТК Инвест» — «дочка» «Евразийского трубопроводного консорциума» (ЕТК) Александра Карманова, теперь отвечавшего за проект. Другая «дочка» «ЕТК», «Евраплейс» с 2013 года была собственником здания под «Городские квартиры» на улице Саморы Машела. На обустройство «поляны» и «Городских квартир» с учетом закупки оборудования ушло около $50 млн, писал РБК.

На ТНТ Карманов вышел через Артура Джанибекяна (соавтор Comedy Club, с 2015-го  гендиректор «Газпром-медиа Развлекательное телевидение»), который был ему «хорошим другом», рассказывал в беседе с Forbes в 2018 году экс-гендиректор «СПП» Александр Майсов. В том же 2014-м «СПП» получила 25,01% Comedy Club Production и купила музыкальный телеканал A-One (с 2016 года «ТНТ Music»). На вопрос о том, зачем ему актив в виде скандального шоу, Карманов не ответил, проигнорировав звонки и сообщения корреспондента Forbes. Но РБК писал, что крупного производственника давно влек мир глянца: в 90-е годы Карманову принадлежал московский ночной клуб «Грезы», где проходили «театрально-эротические шоу», он продюсировал музыкальную карьеру своей гражданской супруги Натальи Лагоды, а в 2000-е годы женился на экс-солистке группы «Блестящие» Ольге Орловой. 

 

 

В 2015-м с подачи команды Карманова у шоу появился еще один формат  «Остров любви». Эту часть программы решили снимать на Сейшелах, где Карманов приобрел долю в одном из рыбозаводов Oceana Fisheries, чтобы экспортировать в Россию рыбу и морепродукты. Одна из бывших сотрудниц шоу уверяет, что участников «Дом-2: Остров любви» оформляли как сотрудников сейшельского рыбозавода, в России зарегистрированного в качестве ООО «Океаника Групп», 70% которой принадлежало ЕТК Карманова. 

Кто в «Доме» хозяин

Поначалу казалось, что рокировка подрядчиков по продакшену «Дома-2» пошла проекту на пользу, вспоминает одна из его сотрудниц. «При Комиссарове мы сидели в аппаратной, которая представляла собой избушку на курьих ножках. Изо всех щелей дуло в спину. Телевизоры ламповые. На территории — биотуалеты, в которые было даже страшно заходить, — перечисляет она. — Потом [когда продакшеном занялась «СПП» Карманова] нас будто на планету Марс перевезли — ЖК-телевизоры, хороший ремонт».

Но вскоре, со слов собеседницы Forbes, Карманов стал «пристраивать на проект своих людей», вытесняя старую команду. Генерального продюсера шоу Алексея Михайловского вскоре сменил Александр Прокудин, который ранее «управлял рестораном Карманова и не имел никакого отношения к телевидению», говорит бывшая сотрудница проекта (речь о ресторане Balzi Rossi, товарный знак которого зарегистрирован на «СПП»). Затем одной из ведущих программы стала на тот момент уже бывшая жена Карманова Ольга Орлова. «И таких примеров было много, — уверяет собеседница Forbes. — Когда мы работали с Комиссаровым, мы чувствовали себя частью команды, практически были семьей. А тут к нам относились так, будто мы не люди, а обслуживающий персонал».

После обновления штата начался разлад внутри команды «Дома». «Нас просили делать отчеты за каждый сделанный шаг. Многим это не нравилось, люди уходили. К тому же героев сказали набирать только симпатичных, модельной внешности. От всего этого страдало качество: пошла фальшь, упали рейтинги», — рассказывает собеседница Forbes.

Если в 2015 году, по данным Mediascope, доля аудитории регулярных вечерних выпусков составляла 9,1%, то в 2016-м упала до 8,6%, а еще через год составила 6,4%. В те же годы, впрочем, падала и общая доля телеканала ТНТ: в 2016-м она составляла 6%, а в 2017-м снизилась до 5,2%.

Несмотря на падение доли, проект показывал впечатляющие финансовые результаты: по оценке РБК, только прямая реклама, выходившая в эфирах «Дома-2» в 2016-2017 годах, стоила около $50 млн в год. Еще до 145 млн рублей в год ТНТ зарабатывал на digital-проектах, связанных с «Домом-2» (сайт Dom2.ru, группы в соцсетях, чат в Viber и др.) Один из бывших менеджеров проекта рассказывал, что себестоимость месяца съемок и обработки отснятого в студии «Дома-2» составляла примерно $2 млн, а ТНТ покупала готовый продукт за $3 млн.

Конец любви   

В 2018-2020 годах падение аудитории «Дом-2» и самого ТНТ продолжилось. А 18 декабря 2020-го, неожиданно и для зрителей, и для участников шоу руководство канала объявило о завершении 16-летней истории «Дома-2». «Я был уверен, что никогда не тронут «Дом-2». «Дом-2» — это ТНТ, ТНТ — это «Дом-2». Для меня это прямые ассоциации, — говорит ведущий «Дома-2» с 2013 года Андрей Черкасов. — Я сам узнал только 17 декабря и был шокирован». Интернет-аудитория восприняла новость в основном с радостью: «Ну наконец-то! Ждал с 2005!!! Мои молитвы были услышаны», «2020-й — хоть за это СПАСИБО», — писали пользователи. 

Основными причинами закрытия топ-менеджеры ТНТ и холдинга «Газпром-медиа» (ГПМ), в который он входит, назвали падение рейтингов шоу и его нестыковку с концепцией семейного телеканала, которой теперь придерживается ТНТ. «Дом-2» — история, которая долго была успешной, при этом она очень дорогая в производстве. Холдинг ставит перед ТНТ новые амбициозные задачи как по аудиторным, так и по финансовым показателям. У канала есть очевидные сильные стороны — это юмор в любых форматах и сериалы, на них канал и будет делать ставку», — говорил в интервью «Коммерсанту» Александр Жаров, гендиректор ГПМ.

Дополнительные вопросы Forbes о причинах закрытия в ГПМ комментировать отказались. Не ответил на них и директор ТНТ Роман Петренко, отметив лишь, что причина закрытия «Дома-2» — «это банально экономика: рейтинги и зависящая от них рекламная выручка». «Любой проект, который опускается ниже средней доли канала в целом, закрывается», — констатировал он. «В последние два года рекламная выручка упала: были миллиарды, стали сотни миллионов в год», — подтверждает источник Forbes в одном из медиаагентств.

По данным Mediascope, предоставленным по запросу Forbes, доля аудитории регулярных вечерних выпусков «Дом-2» старше четырех лет в последние годы действительно снижалась  с 6,5% в 2018-м до 4,9% в 2020-м (это значит, что 6,5% и 4,9% российских телезрителей смотрели «Дом-2»). Но ниже средней доли канала этот показатель не опускался, свидетельствуют данные агентства: в те же годы доля аудитории ТНТ старше четырех лет падала с 4,9% до 4,1%. Шоу вплоть до закрытия в конце 2020-го окупалось, утверждает источник Forbes на рынке производства кино и сериалов. 

В то, что падение рейтингов «Дома-2» и последовавшее за этим снижение рекламной выручки стали основными причинами закрытия, опрошенные Forbes эксперты не верят. Креативный продюсер, лектор факультета коммуникаций, медиа и дизайна Высшей школы экономики Артур Тарасенко считает, что резко стать невостребованным у телеканала ТНТ проект «Дома-2» не мог. По его словам, реалити-шоу представляло собой «отлаженную машину, которая обеспечивала большое количество часов относительно недорогого контента, имела стабильную аудиторию и огромное количество спонсорских интеграций». «Я не знаю, какой еще проект ТНТ позволял спонсорам так оперативно интегрироваться. У сериалов и других проектов цикл производства длиннее либо периодичность выхода ниже. А «Дом-2» как раз удовлетворял эти спонсорские потребности. В «Дом-2» спонсоры шли», — рассуждает Тарасенко. Так, например, спонсорами проекта были бренд «Лошадиная сила» и крупный китайский интернет-магазин Joom, перечисляет Тарасенко, перечисляет Тарасенко. 

По словам ведущего шоу Андрея Черкасова, в последние годы проект развивался «достаточно прогрессивно, динамично». «Ты включаешь ТНТ, и с самого утра у тебя пошло «Дом-2 Lite», «Спаси свою любовь», «Бородина против Бузовой». Далее у тебя вечером в 23:00 основной эфир «Дом-2. Город любви» и ночной эфир. То есть в целом все было хорошо. Никакого критического падения рейтингов или неокупаемости не было. Тут дело не в этом», — уверяет Черкасов.

Слишком скандальный имидж

По мнению Черкасова, а также источников Forbes на одном из федеральных каналов и в продакшен-компании, которая делает сериалы для каналов «Газпром-медиа», завершение скандального реалити-шоу связано со сменой руководства ГПМ: 24 марта 2020 года Дмитрия Чернышенко на посту гендиректора холдинга сменил Александр Жаров, прежде восемь лет возглавлявший Роскомнадзор, и стал обновлять состав сотрудников. С приходом команды Жарова у «СПП», которая занималась продакшеном «Дома-2», «стало не все так радужно». «Уволили прежнего начальника, и часть команды, существовавшей с ним на каких-то договоренностях, вместе с проектом [«Дом-2»], который они делали, пошла на выход, — знает источник Forbes на одном из федеральных телеканалов. — Что конкретно спровоцировало ухудшение отношений, я не знаю, но новое руководство стало потихоньку отовсюду выпиливать Карманова».

В пресс-службе ГПМ на просьбу прокомментировать версию о нежелании Александра Жарова работать с командой Карманова ответили, что Жаров «в своей работе руководствуется прежде всего принципами экономической целесообразности, а не эмоциональными категориями «хочешь — не хочешь». Закрытие проекта, по словам представителя пресс-службы холдинга Елены Прохоровой, было решением канала ТНТ, которое «после изучения экономических обстоятельств» было поддержано руководством ГПМ.

Тelegram-канал Baza связывал закрытие «Дома-2» с конфликтом телеканала и продакшен-компании с Администрацией президента и Роскомнадзором. Недовольство чиновников, как пишет Baza, вызывал «скандальный имидж проекта и, соответственно, всего телеканала». Отношения между ведомством, Администрацией президента и ТНТ обострились после того, как телеканалом вплотную занялся Александр Жаров, с марта 2020 года ставший генеральным директором компании ГПМ, говорится в сообщении Baza.

Директор ТНТ Роман Петренко уверил Forbes, что «никакого конфликта ни с кем не было». Источник Forbes на одном из федеральных каналов назвал версию о конфликте производителей «Дома-2» и ТНТ с чиновниками «маловероятной». Роскомнадзор и заместитель руководителя Администрации президента Дмитрий Песков на запросы Forbes не ответили.

Построй свой TikTok

В 2018 году ТНТ и «Дом-2» решили вывести противостояние двух главных российских теледив — Ксении Бородиной и Ольги Бузовой — на новый уровень и запустили во «вселенной «Дома-2» еще одно шоу — «Бородина против Бузовой». В нем ведущие «Дома-2» обсуждали последние события телешоу, ссоры и примирения, проблемы в парах. В беседе участвовали селебрити, эксперты и бывшие участники «Дома-2».
Несмотря на завершение «Дома-2», шоу «Бородина против Бузовой» «еще будет сниматься какое-то время», писал портал Super.ru. О старте съемок нового сезона проекта в своем Instagram сообщила и сама Бородина. «Всех волнует судьба этого шоу, ведь «Дом-2» закрыли, что там обсуждать-то? Ребят, на нашем веку тем хватит. Всегда есть о чем поговорить и что обсудить! Я давно мечтала вести такого рода шоу, где могу обсуждать социальные проблемы», — написала ведущая, уточнив, что шоу будет выходить на ТНТ в 10 утра. 

Сразу после заявления о закрытии проекта появилась информация о том, что и сам «неубиваемый» «Дом-2» просто перезапустится в новом формате. Гендиректор шоу Александр Расторгуев подтвердил телеканалу «360», что «Дом-2» прекращает выходить на ТНТ, но о полном закрытии речи пока нет. Об этом же сообщала в своем Instagram экс-участница проекта Алина Галимова. Где будут показывать шоу дальше, ни Расторгуев, ни Галимова не рассказывали. Источник Forbes на федеральном канале полагает, что новой площадкой для шоу станет другой телеканал «Газпром-медиа» — «например, ТНТ4». Продюсер Артур Тарасенко и вовсе наиболее перспективным считает создание в рамках ГПМ отдельного телеканала, на котором будут транслировать только проекты под брендом «Дом-2»: «Бренд «Дом-2» уже вполне самодостаточный и абсолютно точно имеет потенциал для создания отдельной медиавселенной, включая телеканал, потому что давно вышел за рамки классического реалити-шоу. Это диверсифицированное, разнообразное по жанрам и стилям явление».

 

 

Представитель пресс-службы холдинга, однако, потенциальный перезапуск «Дома-2» в составе «Газпром-медиа» отрицает. У компании, по ее словам, нет планов по запуску реалити-шоу «Дом-2» на каком-либо своем эфирном или неэфирном канале.

Директор ТНТ Роман Петренко на вопросы о будущем «Дом-2» не ответил, но подчеркнул, что у проекта большая аудитория в интернете. «Только социальные сети «Дома-2» насчитывают 3,5 млн подписчиков, в то время как телевизионная аудитория проекта снижалась несколько лет подряд». Экс-участник проекта Степан Меньщиков в разговоре с РБК предположил, что «Дом-2» продолжит выходить на YouTube.

О возможном «восстании из пепла» «Дома-2» в новом формате косвенно говорят и заявки на регистрацию товарных знаков Wow House, поданные компанией «СПП» в конце прошлого года, которые обнаружил Forbes. В Instagram поисковый запрос Wow House выдает аккаунт с «первым реалити-шоу с тиктокерами», на который подписаны уже больше 9000 человек. Аккаунт в TikTok с тем же названием насчитывает почти 22 000 подписчиков. На некоторых опубликованных в Instagram Wow House видно, что съемки проходят на единственной уцелевшей площадке «Дома-2» в Летово (площадка на улице Саморы Машела, где раньше находились «Городские квартиры», решением суда передана университету РУДН, который сдавал эту землю в аренду). 

Бывшая участница «Дома-2» Мария Кохно в беседе с «360» также рассказала, что сейчас на базе «Дома-2» идет работа над созданием TikTok-дома, куда ее звали участвовать в съемках. «Это все равно будет не тот формат, чисто для молодежи 12–17 лет. Я знаю эту аудиторию, это просто смех. Это никому не нужно. «Дом-2» держался на том, что его смотрели все — от 15 и до 90 лет. TikTok — это только для молодежи», — отметила она.

Источник Forbes на одном из федеральных каналов и Артур Тарасенко из департамента медиа Высшей школы экономики считают, что TikTok-дом  «это скорее параллельная история, а не новый формат, в которым будет существовать «Дом-2». «Продукт, который смотрят несколько миллионов человек, спускать в унитаз не будут», — уверен собеседник Forbes на федеральном канале. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.