Банк России предупреждает о волатильности на фондовом рынке

По мере восстановления экономики центробанки развитых стран начнут сворачивать программы поддержки, что может привести к волатильности на рынках, предупредил Банк России. Добавляют беспокойства и рост инфляции в США, санкции, ухудшение ситуации с коронавирусом в отдельных странах. Как защитить инвестиции в условиях высокой волатильности?
.

Банк России 23 апреля в релизе о ключевой ставке предупредил: по мере более быстрого, чем ожидалось, восстановления мировой экономики центробанки могут начать сворачивать программы поддержки, а это может привести к волатильности на мировых финансовых рынках. 

Добавляет беспокойства и рост инфляции в США, предупреждает управляющий активами «БКС Мир инвестиций» Андрей Русецкий, а также возможность ужесточения антироссийских санкций и ухудшение ситуации с коронавирусом в отдельных странах, добавил старший аналитик по акциям УК «Система Капитал» Андрей Ушаков.  «В Африке, Латинской Америке и Азии нормальные уровни вакцинации возможны только в 2022 году», — считает он.

Как подготовиться к рыночным волнениям и сформировать защитный портфель? 

Обратить внимание на защитную стратегию необходимо при коротком горизонте инвестирования — от месяца до полугода, а также в случаях, когда снижение стоимости портфеля может оказаться критичным для выполнения личных финансовых планов, считает директор по анализу финансовых рынков и макроэкономики УК «Альфа-Капитал» Владимир Брагин. Если возрастной инвестор ставит цель защитить свой капитал, ему тоже стоит подумать о защитной стратегии, считает руководитель отдела управления акциями «Сбер Управление Активами» Евгений Линчик.

Как может выглядеть защитный инвестиционный портфель

  • Брагин считает, что защитный портфель должен на 50-60% состоять из еврооблигаций со сроком погашения два-три года и рублевых одно- или двухлетних облигаций

  • Еще 20-30% будет сформировано из акций российских и иностранных компаний, которые традиционно платят высокие дивиденды. К ним относятся все металлургические компании, кроме ГМК «Норникель», и нефтегазовые компании, например «Газпром» и «Роснефть», сказал он. Из иностранных компаний лучше взять акции крупных производителей товаров массового потребления, вроде Broadcomm, Verizon, Gilead Sciences, IBM, Johnson&Johnson и AT&T

  • Оставшиеся 10-30% портфеля следует «приправить» сырьевыми активами, например драгоценными металлами — золотом, серебром и платиной

При формировании портфеля необходимо использовать простые решения — акции, облигации или фонды с такими бумагами, а не структурные продукты и производные финансовые инструменты, также не стоит торговать с плечом, предупреждает Брагин.

Портфель долларового инвестора

«Традиционный защитный портфель я бы начал формировать из наличных средств и твердых валют — долларов США, японских йен и швейцарских франков», — считает руководитель инвестиционного департамента UFG Wealth Management Алексей Потапов. 

Портфель «долларового» инвестора, по мнению Потапова, может выглядеть так: 

  • 20% — наличные в долларах и казначейские облигации, долларовые ETF и фонды взаимных инвестиций;

  • 15% — японские йены;

  • 10% — швейцарские франки;

  • 15% — золото;

  • 30% — 10-30-летние гособлигации США;

  • 10% — корпоративные облигации инвестиционного рейтинга в долларах. Корпоративные облигации эмитентов с рейтингом не ниже ВВВ-/ВВВ-/Ваа3 по шкале S&P, Fitch или Moody’s соответственно. Например, облигации AT&T или Boeing c погашением в 2026 году.

В портфель можно добавить инструменты, имеющие свойство расти в цене в периоды распродаж на рынках акций, например гособлигации Японии и Германии со сроками погашения свыше десяти лет, считает Потапов.

Какие еще есть варианты

У консервативного инвестора или пенсионного фонда самым эффективным инструментом для портфеля будут короткие облигации компаний с высоким кредитным качеством, считает Ушаков. В России это ОФЗ, в Штатах — казначейские облигации США на два-три года. 

Самые надежные инструменты — это государственные ценные бумаги коротких сроков погашения, считает Андрей Русецкий. По его мнению, обычно, чтобы снизить риск в портфеле, выходят в кэш. В некоторых ситуациях обратную динамику с рынком может показывать золото; обычно это происходит при ожиданиях повышенной инфляции в твердых валютах — евро и долларах, добавил Русецкий.

Если инвестор хочет сосредоточиться в своем портфеле только на акциях, то к защитным позициям, по мнению Русецкого, относятся компании, выручка которых нециклична и не сильно зависит от конъюнктуры — это сектор здравоохранения, коммунальных услуг и телекома. К таким компаниям относятся «Россети», МРСК Центра, МТС, «Мосэнерго», Интер РАО, X5 Retail Group и Мосбиржа, считает он.

По словам Евгения Линчика, инвесторы в этом году предпочитают не сидеть в консервативных и защитных инструментах, а хеджировать риски. 

Портфель в таком формате, по его словам, формируется с помощью математического алгоритма, вычисляющего уровень просадки, ниже которого портфель не опускается. В рамках такой стратегии инвесторы вкладывают деньги в ценные бумаги иностранных компаний с капитализацией более $5 млрд, которые представляют быстрорастущие сектора экономики (телеком, e-commerce, здравоохранение, онлайн-игры, искусственный интеллект) и традиционные сектора, которые выиграют от восстановления экономики. К таким компаниям можно отнести как Immunomedics, Tesla и Amazon, так и Las Vegas sands и Capital One.

Управляющий активами УК «Открытие» Дмитрий Космодемьянский считает, что если инвестор не склонен к риску, то его портфель будет состоять из коротких ОФЗ на год. По его мнению, чем ближе пенсионный возраст, тем больше в портфеле должно быть облигаций. В портфеле такого инвестора должно быть 20-25% акций и 75-80% облигаций. С одной стороны, доходность портфеля по-прежнему будет выше инфляции большую часть времени, с другой — просадка рынка акций даже на 30% не ударит болезненно по финансовой состоятельности, объясняет он. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *