БРОД

Причины катастрофы Ан-26 на Камчатке

 

На Камчатке при попытке совершить посадку в аэропорту поселка Палана разбился Ан-26 с шестью членами экипажа и 22 пассажирами на борту. Следствие рассматривает все версии случившегося, но коллеги погибших летчиков убеждены, что они допустили ошибки, которым способствовали плохая погода и сложный рельеф местности. Уходя на повторный заход после неудавшейся посадки, пилоты Ан-26 пытались одновременно «поднырнуть» под облака, чтобы увидеть землю и набрать высоту, избегая столкновения с идущей поперек курса скальной грядой. Однако облака в день катастрофы опустились как раз до верхушек сопок, поэтому просвета между препятствиями не оказалось. 

 

 

Днем во вторник пассажирский Ан-26Б-100 АО «Камчатское авиапредприятие» совершил регулярный рейс между Петропавловском-Камчатским и поселком Палана, расположенным возле устья одноименной реки на побережье Охотского моря. Однако приземлиться в пункте назначения самолет не смог из-за погоды. Как сообщила позже Росавиация, в момент посадки, запланированной около 15 часов по местному времени, над Паланой повисли туман и облака: на высоте около 700 метров облачность была сплошной, а ее «разорванные» края спускались до отметки в 300 метров. Кроме того, посадке помешал сильный боковой ветер.

Весь полет из Петропавловска в Палану продолжительностью около 1 часа 40 минут проходил над континентальной частью Камчатского полуострова. Однако для выполнения повторного захода на посадку экипажу Ан-26 пришлось пересечь береговую линию и выполнить разворот над Охотским морем — в этот момент экипаж и перестал выходить на связь с диспетчером.

В районе катастрофы практически сразу была организована масштабная поисково-спасательная операция. Предполагалось, что самолет мог упасть во время разворота в Охотское море, поэтому в нем для поиска были задействованы корабли Тихоокеанского военного флота, противолодочный самолет Ил-38 морской авиации и несколько вертолетов МЧС. Однако из-за непогоды поиски затянулись на весь день. Обнаружить место падения Ан-26 удалось уже в сумерках, да и то — только с воздуха. Подобраться к нему и обследовать обломки специалисты, очевидно, смогут только утром в четверг.

Самолет, как выяснилось, совершил разворот над морем, но, пересекая береговую линию в обратном направлении, ударился о верхний край почти отвесной скальной гряды, отделяющей акваторию от полуострова. Единственными «воротами» в этом сплошном скальном бруствере является устье реки Паланы, на берегу которой и расположен аэропорт прибытия. Обычно через эти «ворота» со стороны моря самолеты и заходят на посадку в Палану, но экипаж Ан-26 по какой-то причине решил сесть в противоположном направлении. Соответственно, для выполнения повторного захода ему пришлось сразу после разворота над морем преодолевать естественное препятствие высотой от 250 до 500 метров. Набрать необходимую высоту перед скальным бруствером пилоты не смогли, и машина ударилась о его верхний край.

Удар был настолько сильным, что самолет разлетелся на фрагменты. Из них только часть хвостового стабилизатора осталась на верхушке скалы, зацепившись за растущие там кусты кедрового стланика. Все остальные части лайнера ссыпались по крутому склону вниз и рухнули в Охотское море.

Поэтому, собственно, и место катастрофы не могли найти сразу — от него осталось только черное пятно на склоне. Все 28 пассажиров и членов экипажа самолета погибли.

Стоит отметить, что этим рейсом из Петропавловска-Камчатского в Палану возвращалось после совещания в краевом центре почти все руководство поселка: глава администрации Ольга Мохирева, начальник мобилизационного отдела Александр Андрейкин, глава финансового управления Ольга Андрейкина и руководитель отдела опеки и попечительства Юлия Суровцева. Почти все остальные погибшие также были жителями Паланы, среди них — двое детей. От ВСК семьи погибших получат страховку в размере чуть более 2 млн руб.

Расследовать обстоятельства происшедшей трагедии будет техническая комиссия Межгосударственного авиакомитета (МАК) и СКР, уже возбудивший уголовное дело по ст. 263 УК РФ, предусматривающей ответственность за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта. В обоих ведомствах уже заявили, что проверяться ими будут все возможные версии случившегося.

Среди них, например, техническая неисправность Ан-26. Известно, что этот самолет находится в строю уже 39 лет; эксплуатировался в России, в Африке и на Украине, после чего оказался на Камчатке. Тем не менее, по словам представителей «Камчатского авиапредприятия», он регулярно проходил все предусмотренные регламентом процедуры техобслуживания и срок действия его летного сертификата годности был продлен до конца августа 2021 года.

Не вызывает сомнения у руководства и квалификация управлявшего машиной командира экипажа Ан-26. 34-летний пилот Дмитрий Никифоров успел провести за штурвалом 3340 часов, причем большую часть своего стажа выработал, совершая перелеты на Ан-26 из Петропавловска в Палану. По данным источников “Ъ”, только за последний месяц он находился в воздухе без малого 70 часов. Между тем коллеги погибших летчиков считают, что причиной катастрофы стала все же их ошибка.

По мнению одного из собеседников “Ъ”, из-за низких облаков и сгустившегося тумана экипаж Дмитрия Никифорова слишком поздно увидел ориентиры на земле, поэтому и был вынужден отказаться от посадки.

Совершая повторный заход, летчики старались держаться ближе к поверхности, чтобы не терять ее из виду, поэтому оказавшийся прямо по курсу машины крутой склон и стал для нее непреодолимым препятствием.

Стоит отметить, что похожая авария произошла в окрестностях Паланы 12 сентября 2012 года. В этот день тот же скальный бруствер, отделяющий полуостров от побережья Охотского моря, не смог преодолеть пассажирский Ан-28 «Петропавловско-Камчатского авиапредприятия» с 12 пассажирами и двумя летчиками на борту. Согласно выводам МАК, его пилоты также допустили неоправданное снижение и отклонение от курса, после чего машина врезалась в спускающийся к Охотскому морю склон сопки Пятибратка, расположенный примерно в 13 км к юго-западу от места аварии Ан-26. В катастрофе 2012 года погибли десять человек, включая самих летчиков. Четверо выживших пассажиров получили тяжелейшие травмы. Все они сидели в хвостовой части Ан-28, которая при ударе отвалилась и осталась целой. По неофициальным данным, совершая посадку в сложных погодных условиях, пилоты Ан-28 решили воспользоваться только входившим тогда в моду бытовым GPS-навигатором, который и «привел» машину к Пятибратке.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.